Межблочные кабели ANALYSIS PLUS. Обзор журнала "Эра DVD"
Принято считать, что кабельные артефакты - влияние электромагнитных полей, реактивные элементы, омическое сопротивление, поверхностный эффект, диэлектрическая абсорбция - только на высоких (радио) частотах проявляются настолько, что появляется смысл с ними бороться. Иного мнения придерживаются аудиофилы и компания Analysis Plus (Мичиган, США). Инженеры этой фирмы на основании результатов компьютерного моделирования утверждают, что уже начиная с частоты 4 кГц так называемый скин-эффект оказывает влияние на сигнал, достаточное для того, чтобы это можно было услышать. С ростом частоты плотность переменного тока в проводнике становится все более неравномерной, и на самых высоких частотах токоведущей фактически остается одна лишь поверхность, а в толще проходят более низкие частоты. Полезное сечение провода оказывается неодинаковым для различных компонентов спектра сигнала: меняется активное сопротивление кабеля. А в сочетании с реактивными компонентами, которые всегда присутствуют в любом кабеле, получается сложный фильтр нижних частот.
Конечно, на слух падение высоких в доли децибела можно и не заметить. Главное зло - расслоение спектра, нарушение временных соотношений (неравномерный сдвиг по фазе). Причем измерения чаще всего не способны выявить подобные артефакты, разве что оборудование на уровне космического. А ухо - слышит. Но не только поверхностный эффект имеет значение. Диэлектрическая абсорбция способна нанести не меньший вред (это потери энергии, затрачиваемые на переориентацию молекул-диполей в диэлектрике). Взаимовлияние полей прямого и обратного провода, а также внешние наводки - еще один источник неприятностей. Методы борьбы с артефактами давно известны. От поверхностного эффекта хорошо помогает литцендрат- многожильный провод, в котором каждая жилка имеет собственную изоляцию. Удачно выбранная геометрия кабеля позволяет уменьшить электромагнитное взаимовлияние. Использование лучших материалов изоляции - снизить диэлектрическую абсорбцию. Однако важнее всего удачно найденное сочетание технологий, а не что-то одно,
вырванное из контекста. Именно такое сочетание, как утверждают инженеры компании Analysis Plus, и было ими найдено.
Полый овал - лучше полного
Известно, что один из способов увеличить поверхность провода - сделать его плоским (обычный цилиндрический провод, как известно, имеет наименьшую площадь поверхности по отношении к объему металла). Значит, нужно раскатать провод в фольгу. Или использовать не сплошные проводники, а тонкостенные трубочки. Это даст возможность уравнять активное
сопротивление в широкой полосе частот: уменьшить его на НЧ и увеличить на ВЧ.Однако и там, и тут есть свои «но». Фольговый кабель менее прочен, острые края при частых изгибах могут порвать слой изоляции, произойдет короткое замыкание. Ну а трубочка (не говоря уже о сложной технологии ее производства) рано или поздно просто лопнет. Правда, можно имитировать трубку с помощью многожильного провода, «волоски» которого обвиты вокруг цилиндрического диэлектрика. Именно так и поступили разработчики Analysis Plus. Точнее, они пошли еще дальше: их проводники имеют овальное сечение. Расчеты показали, что именно такая их форма хороша не только сточки зрения скин-эффекта, но и, в частности, электромагнитного взаимодействия проводников. Именно такая модель, при условии оптимальных пропорций овала и расстояния между проводниками, гарантирует равномерную плотность тока в широкой полосе частот. Внешние же наводки давятся традиционным способом -с помощью экрана. Конечно, токи в межблочных кабелях микроскопические, однако все равно скин-эффект слышен, как и та же диэлектрическая абсорбция. Поэтому качество материалов, особенно изоляции, очень важно. И Analysis Plus в отдельных случаях применяет тефлон. Многожильные проводники, навитые на овальную основу, выполняются из монокристаллической меди («длинной прокатки») или серебра. Помимо высокой механической прочности по сравнению с трубками такое решение хорошо еще и тем, что жилки в плетеной структуре то «ныряют» вглубь, то снова оказываются на поверхности, в результате чего токи в них уравниваются. Вот если бы они все шли строго параллельно, остатки скин-эффекта проявлялись бы куда ощутимее.
От шапочного знакомства - к очному
В нашем распоряжении три модели небалансных межблочных кабелей метровой длины: Oval One ($ 99), Solo Crystal Oval In ($ 550) и Silver Oval In ($ 875). От бюджетного - до самого дорогого, выполненного из серебра. Все они - с овальными проводниками, только конструкция разъемов RCA разная. Проще всего, естественно, у бюджетного кабеля, у двух других разъемы разборные, с винтовой затяжкой. Их производит известная немецкая компания WBT (хотя на них стоит логотип заказчика).
Oval One - 75-Омный, с двойным экраном и непаянным соединением в разъемах. Solo Crystal One лишен экрана, разъемы паяные. Как и у топового Silver Oval In, который все же оборудован сетчатым экраном, заметным под прозрачным силиконовым чулком. Надо сказать, что экран тоже не всегда однозначное благо, многие неэкрани-рованные модели кабелей звучат лучше. Поэтому в этом вопросе компания Analysis Plus выказывает осторожный подход: как уже говорилось, важна конкретная комбинация решений, а не набор по максимуму. Кабели тестировались в хорошо настроенной системе (AC Magnepan 2.7, усилитель В&К Reference 2220, CD-транспорт Counterpoint CD-11, самодельный мультибитный DAC на чипах Burr Brown PCM 1704, апсэмп-лер до 24 бит/96 кГц и корректор АЧХ и ФЧХ колонок Perpetual Technologies Р-1 А). Колонки и усилитель были тщательно доработаны (один апгрейд кроссоверов по стоимости деталей потянул на половину цены самих колонок). Кабели Analysis сравнивались с метровыми небалансными меж-блочниками Goertz (порядка $ 500) из чистой серебряной фольги с полипропиленовым диэлектриком - они отлично зарекомендовали себя в данной системе и до сих пор были переиграны лишь кабелями Stereovox.
Звук с Analysis Plus
Замена кабеля Goertz на Oval One дала неожиданный результат: музыка заиграла гораздо живее, инструменты зазвучали более полно. У саксофона добавилось обертонов, в целом все стало более интересным и содержательным. Пожалуй, только контрабас, несколько выиграв в «весе», потерял в разрешении высоты тона и атаке (щипок струны слегка размылся). Переход к Solo Crystal Oval In обнаружил гораздо большую рафиниро-
ванность и аккуратность в передаче как инструментов, так и вокала, как оперного, так и эстрадного, с хрипотцой из-за близкого микрофона. Усилилось чувство ансамбля, ощущение ритма, не вызывало сомнений то, что временные соотношения этот кабель не искажает. Вспоминая Goertz, можно было сказать, что он звучит более от-страненно, аналитично, чуть легковеснее. Но при этом больший «звуковой вес» (особенно в нижней середине) по сравнению с ним казался несколько утомительным при долгом прослушивании, хотя это чисто субъективное впечатление. Бесспорным же было абсолютное первенство Silver Oval In, который, сохранив преимущества Goertz, привнес в звучание еще и все добродетели Analysis: лишь слегка умерив весомость звука, он добавил разрешения в верхних частотах, благодаря чему перкуссионный «бисер» тарелок засверкал и заискрился, вокруг голосов появилась воздушная аура, четче обозначились ревербера-ционные подробности записи. Иными словами, впечатление было такое, что превосходный, но чуть отстраненный Goertz сам проникся музыкой! Пожалуй, сочетание эмоциональной теплоты и объективной детальности, которое показал Silver Oval In, близко к идеальному. Помимо этого следует отметить, что все три кабеля ни разу не обнаружили огрехов в передаче сложного вокала, сибилянты не выстреливали, все казалось отлично сбалансировано и по тембру, и по громкостным нюансам.